beta-версия на масляных батареях (robotec) wrote in ru_12inch,
beta-версия на масляных батареях
robotec
ru_12inch

  • Mood:
  • Music:

VINYL FOREVER!

Пару дней назад товаришь прислал довольно занимательную статью про всеми нами любимые 12" _подставки под цветочные горшки_...
Возможно кто-то из Вас уже это читал, а кто-то - наоборот, в упор не видел.
Настоятельно рекомендую прочесть статью ВСЕМ!
Вообщем, мне добавить нечего! Читайте...

VINYL FOREVER!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Забудьте о компакт- дисках, MP3-проигрывателях и минидисках. Виниловые пластинки, которые большинство давно отправили в “мусорку” музыкальной истории, возвращаются.
Виниловые пластинки, которые были изобретены в восьмидесятых годах 19 века, с каждым днем продаются все больше и больше. В соответствии с Британским Фонографическим Институтом, за последний год было продано более 2 миллионов альбомов и более 8 миллионов синглов. По сравнению с предыдущими годами эта сумма выросла более чем в 2 раза.
Несмотря на то что, продажи виниловых пластинок меньше чем продажи компакт дисков, они все равно обгоняют кассеты и минидиски. В общей сложности каждый проданный сингл из восьми приходится на традиционные 7'' и 12'' пластинки.
Такой рост продаж вдохновил многих исполнителей, включая Мадонну, U2 и Кайли Миноуг, вернутся к формату, о котором они уже успели забыть. За прошедший год более 4000 синглов было выпущено на виниле – в два раза больше чем на CD.
Обычные LP тоже преуспели за последние года. В прошлом году было выпущено более 2700 релизов, что на 1000 релизов больше чем в предыдущем году. Для сравнения, за тот же период времени было выпущено около 700 кассетных и 33 минидисковых релизов. И это, не считая, сколько пластинок выпустили лейблы – “ориентированные” на диджеев. А таких компаний как нам известно больше во столько раз, что даже трудно представить себе, численность релизов, выпущенных исключительно на 12''. Здесь цифра выпущенных пластинок будет во много раз превышать ВСЕ релизы мейнстрим лейблов, которые выпускают поп-музыку на cd.
Воскрешение винила произошло через десятилетие после того, как этот формат был объявлен мертвым и погребен музыкальной индустрией. В 1992 крупные розничные продавцы убрали винил со своих полок, заявив, что винил больше не актуален для рынка.
Тинэйджеры, наоборот, впечатленные упаковкой и качеством звука продолжали печатать виниловые пластинки. В этом их поддерживали DJ и hi-fi энтузиасты, заявляя при этом, что винил способен воспроизводить звук более высокого качества, чем любой другой формат.

Simply Vinyl, самый крупный производитель и дистрибьютор виниловых пластинок в Англии, представленный более чем в 60 магазинах по всей Англии, подписал соглашения с EMI, Sony и Universal. В соответствии с условиями этих соглашений, на рынок попали виниловые версии альбомов и синглов Black Box, KC Sunshine Band, Jackson Five и James Brown. Ian Dewhurst, владелец Simply Vinyl, в своем интервью Дэйли Телеграф заявил, что виниловые пластинки, которые мы продаем сегодня значительно превосходят те пластинки, которые можно было купить в 1970-ых. Накануне ухода с рынка, компании выпускали пластинки очень плохого качества, они были скорее похожи на фрисби чем на пластинки.
Винил это лучший способ выразить свое отношение к музыке. Если вы хотите растворимого кофе то покупайте CD, если вы хотите насладиться настоящим ароматом и вкусом этого напитка, то покупайте виниловые пластинки.
Растущий спрос на виниловые пластинки позволил реабилитироваться старым заводам по их изготовлению. Хозяин одного из таких заводов на юге Лондона в интервью заявил, что бизнес быстро расширяется. За последние месяцы мы напечатали пластинки с Jamiroquai, Anastasia и Bombay Dreams. Постоянно повышающийся спрос на пластинки создал новые проблемы, в частности найти проигрыватель пластинок и соответствующую иглу для воспроизведения. В ответ на это, такие компании как Sony и Pioneer запустили в производство новые линейки проигрывателей виниловых пластинок и hi-fi оборудования.
Новая волна виниловых пластинок не удивила истинных приверженцев, которые несмотря ни на что считали, что CD никогда не заменит аналоговое звучание пластинок.
Сэр Bob Geldof, был одним из первых, чья группа записала альбом на CD и он вспоминает, что когда я первый раз услышал CD, то звук был непохож ни на пластинку, ни на кассету. Звук как бы стонал, было слышно что он искусственно ограничен. Сэр Tim Rice, трижды награжденный Оскаром, сказал, что с виниловой пластинкой ты чувствуешь, что купил что-то. CD – ужасны и достойны быть выброшенными в мусорку. Если что-то с CD не так, то ничего исправить уже нельзя, в то время как про винил всегда можно сказать что к нему прилип кусочек грязи.



VINYL FOREVER!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: К ВОПРОСУ О НОСИТЕЛЯХ

Современного диджея удивить чем–либо, пожалуй, сложно. Еще лет десять назад многие наши соотечественники могли только мечтать о компиляции и архивировании своей фонотеки на надежном, удобном и долговечном носителе за сколь–либо разумные деньги, а возможность с него же и сводить драгоценные треки в микс, представлялась чем–то из области зарубежной фантастики.
Сегодня даже ученик начальной школы может записать на компьютере вполне «читабельный» компакт-диск, а также в подробностях просветить Вас, «на каком сайте какой музон водится» (опросы, касающиеся авторского права, в рамках данного материала опускаем).
Нахлынувшему же разнообразию устройств для воспроизведения cd, можно удивляться изо дня в день. Создается ощущение, что флагманы DJ–оборудования в последние два – три года решили затолкать на панель управления CD-проигрывателя все мыслимые и немыслимые примочки, причем такая урбанизация, при кажущейся привлекательности и продвинутости, зачастую просто затрудняет оперативный доступ к действительно необходимым функциям. Тем не менее, эмуляция «скретча» виниловой пластинки пришлась по вкусу многим, и, вне зависимости от варианта реализации на том или ином контроллере сладко навевала мысль: ну, теперь–то мы им, «виниловым», покажем!? Время летит быстро… Кто-то уже действительно «показал», кто–то по сей день пытается освоить замороченное меню очередного чуда техники. А весьма именитые и уважаемые производители продолжают и продолжают наполнять рынок новыми моделями…ВИНИЛОВЫХ проигрывателей! И действительно, единожды или изначально «подсаженные» на пластинки диджеи играли, играют и продолжают играть на виниле, изредка, скрепя сердце, вклеивая с «компакта» трек, который не удалось найти в виниловой версии… Что это? Консерватизм?…
В настоящее время существует целый ряд компьютерных программ, позволяющих делать полноценный микс в реальном времени из музыкальных файлов, хранящихся на жестком диске компьютера. Для удобства управления разработаны специальные интерфейсы с remote – контроллерами, одни из которых практически повторяют пульт двухкарманного CD – проигрывателя, а некоторые и вовсе используют стандартные виниловые вертушки, позволяющие управлять воспроизведением файла с помощью специальных виниловых пластинок, НО… на выходе – то мы имеем все тот же МР3! (очень мало меломанов хранят на «винте» музыку в *.wav-формате). И каким бы самым новомодным кодером он ни был сжат, реально алгоритм построен на особенностях «психоакустического восприятия звука среднестатистическим (!) ухом» т.е., в процессе кодирования из полезного сигнала изымаются те его составляющие, которые «маскируются» более громкими, или, например, расположенными в непосредственной близи частотного диапазона звуками. Причем, чем ниже битрейт конечного файла, тем больше их изымается. Ежу понятно, что после такой «оптимизации» от начального звучания остается…
Особенно страдают, конечно, высокие частоты – настолько, что на 128 Kb/s уже бывает трудно отличить «живой» Hi – hat, от какого - нибудь электронного «Леля». Кодирование с выходным потоком данных 256 Kb/s и более, конечно, считается вещательным форматом… но не будем забывать, что динамический диапазон вещания на FM в целях снижения относительного уровня шума и улучшения разборчивости в условиях сопутствующего звукового фона (например, в салоне автомобиля), преднамеренно «зажимается» до порядка 15-20 dB,а то и меньше, что вполне вписывается в рамки данного битрейта.
Если плей – лист вашей дискотеки состоит преимущественно из свежих поступлений от ведущих творцов российского шлягера, звучание подобного материала тоже приемлемо - на качество текста не влияет.
А вот для прослушивания хоть не симфонического оркестра, а, скажем, хорошего мастера рук goa trance – композиции с глубокой многослойной «подложкой» такое звучание годится не сильно: даже при беглом прослушивании создается впечатление, что некоторые нюансы «высохли», а отдельные звуки просто не удается обнаружить. Да, на CD с дискретизацией в 44,1 кГц они есть, но при условии, что это – тот самый CD, т.е. фирменный, записанный непосредственно с мастер–копии. Потому, что даже в формате CD сигнал с уровнем – 20 dB представлен уже всего 12-ю разрядами цифрового кода, и далее, чем меньше уровень сигнала, тем ниже его линейность после цифро–аналогового преобразования.
У аналоговых носителей линейность переходных характеристик практически не зависит от уровня сигнала, хотя их динамический диапазон ограничивают такие характеристики, как отношение сигнал / шум, наиболее критичное для магнитных носителей, а также уровень фона переменного тока, который при использовании приличных проигрывателей и звукоснимателей скорее всего будет находиться в пределах нормы, если, конечно, Вы не пренебрегаете проводом соединения корпуса («ground»).
Утверждения типа «пластинка – живая, она несет в себе ауру исполнителя и передает его эмоции на уровне подсознания…» пока отдадим на откуп парапсихологам; скорее всего, и в этом мнении есть доля истины.
Что же касается ауры непосредственно звуковой, то она у виниловой пластинки действительно существует, она определяет неповторимость её звучания как аудионосителя, и она действительно в состоянии воздействовать не только на подсознание, но и на более ощутимые органы (кто из вас любит на крупном open-aire протиснуться поближе к сабвуферу?).
Не вступая в полемику с противниками\сторонниками аналоговой\цифровой концепции звуковоспроизведения (и, Боже упаси, не затрагивая Высоких Кутюрье от Hi-End), попробуем в первом приближении разобраться в реальных причинах привлекательности звучания данного (винилового) носителя в данном (клубном) применении.

Следующую часть статьи не рекомендуется читать с утра, натощак, после активно проведенной клубной ночи.

Итак, «на пальцах» о том, что есть звук…

Изначально – колебания давления в среде распространения (в нашем случае - воздухе), в слышимом (низкочастотном) диапазоне. Механическим источником данных колебаний является мембрана громкоговорителя, а приемником – барабанная перепонка человеческого уха. При этом размах амплитуды колебаний воспринимается нашим органом слуха как громкость, основная частота – как высота тона; все же негармонические (не синусоидальные) составляющие, большей частью - как шум. Единичный звук также может характеризоваться следующими параметрами: атака (скорость нарастания), длительность (время звучания), затухание (крутизна спада), модуляция (изменение какого – либо из параметров по определенному алгоритму). Любому, кто уже занимался экспериментами на аналоговых синтезаторах все эти тезисы, разумеется, знакомы, как и то, что форма реального музыкального сигнала в электрическом виде чаще всего разительно отличается от «классической» синусоиды, а подавляющая масса синтезированных «жестких» звуков может иметь очень крутой фронт (нарастания напряжения). Здесь – то и начинается самое интересное и подчас непредсказуемое.
С точки зрения достоверности передачи сигнала, форма огибающей на выходе звукового тракта должна быть максимально приближена к форме сигнала на его входе. И в этом цифровые способы передачи, обработки и хранения звуковой информации как нельзя более хороши. Да и большинство современных усилителей вполне в состоянии передать сигнал достаточно «квадратной» формы. А вот мембрана динамика обладает определенной массой и, как следствие, инерционностью, путь её перемещения из одного крайнего положения в другое занимает определенное время.
В этой связи ведущие производители работают над совершенствованием подвижной системы ВЧ- драйверов и, в частности, над уменьшением её массы.
Наименее инерционными являются излучатели на базе пьезоэлементов, способные воспроизводить частоты даже намного выше слышимого диапазона, и обладающие… на редкость неприятным, холодным звучанием, что ограничивает их применение скромной линейкой бюджетных акустических систем. ПОЧЕМУ?
А давайте, наконец, вспомним про наше с Вами УХО, физические законы для которого тоже никто не отменял.
Барабанная перепонка, как основная его подвижная часть, также не в состоянии мгновенно перескочить из положения большего давления в меньшее, и при попытках над ней это проделать чувствует себя, мягко говоря, некомфортно, даже при амплитуде значительно низшей болевого барьера. Отсюда и ощущение неприятной шепелявости «пьезиков». И наоборот - ощущаемая ухом «теплота» звука лампового усилителя на средних и высоких частотах определяется во многом особенностью, обусловленной ламповой схемотехникой, сглаживать резкий фронт сигнала, таким образом, заранее приближая его к форме, которую ухо воспринимает не напрягаясь.
Так или иначе, аналоговый тракт, имеющий ровную, но не очень «скоростную» переходную характеристику, с одной стороны заведомо искажает сигнал, скругляя форму его фронта (возможное появление незначительного количества «сопутствующих» гармоник пока не рассматриваем), с другой – делает его более мягким для слухового восприятия. Не случайно многие саунд – продюсеры, производящие сведение «в цифре», перед мастерингом предпочитают пропустить звук через ламповый преамп, или, как минимум – через его виртуальный эмулятор.

А ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПЛАСТИНКИ ?!

Виниловая пластинка в нашем случае, как и весь тракт записи на неё и последующего воспроизведения является как раз самым, что ни на есть аналоговым звеном тракта «синтезатор > ухо».
Итак, с «приятной для слуха» стороной вопроса, кажется, разобрались. Но…

В небольшом периферийном клубе с сомнительной звукоусилительной системой была запланирована (впервые) серия «продвинутых» вечеринок. На открытие зарядили виниловый сет. Разумеется, перед стартом пришлось «подредактировать» настройки кроссовера и устранить пару конкретных «ляпов» местного техника. В целом картину это изменило не сильно, но хозяин клуба до сих пор уверен, что «винильщики после себя опять всё расстроили», хотя настройки аппарата никто больше не трогал. Да и братья – диджеи посматривали косо - ПОЧЕМУ у вас качало, а у нас не очень?..

ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ «КАЧ»?.. –

Встречались ли Вам «синтезаторы субгармоник», именуемые также энхансерами, эксайтерами, а то и просто встраиваемые в специально «заточенные под диско» кроссоверы.
А знаете, как они действуют? Пользователи, имеющие даже небольшой опыт работы, например, в Sound Forge, могут поэкспериментировать.
Возьмите луп с кликом бас – барабана («бочки»), выделив всё, кроме непосредственно «щелчка» (атаки), закомпрессируйте его по уровню около -10 dB относительно пикового значения с коэффициентом 6:1 при минимально возможных значениях атаки и релиза (но последний лучше в пределах 10 – 30 ms).
Далее откройте любой tap - delay, хорошо работающий в real – time, и, установив 3- 4 повтора (feedback ~ 35 -45 %), подбирайте время задержки, начиная от 1,5 ms, до появления характерного затухающего «подгуживания».
Подогнать его под желаемый тон бочки – дело чуть более кропотливой настройки. При записи на винил помимо специальной частотной коррекции (непосредственно на пластинке НЧ – составляющая имеет более низкий уровень, поэтому при мастеринге для винила ей стараются придать более высокую степень компрессии), происходит и так называемая «механическая компрессия», вызванная инерционностью резца и «мягким» ограничением его амплитуды.
На средних и высоких частотах это придает записи то самое «виниловое» звучание, на низких – «подтягивает» послезвучание бас – секции.
Роль же плагина delay в нашем эксперименте, в реальных условиях выполняет сама акустика зала, так или иначе закольцовывая часть энергии суббаса с определенной задержкой обратно на иглу звукоснимателя. В нежелательном варианте это выглядит как так называемый «микрофонный эффект» при сильном разгоне монитора или неудачно – близком расположении проигрывателей относительно сабвуфера.
Пожалуй, стоит оговориться: виниловые пластинки, как и аудионоситель любого другого формата могут быть записаны, мягко говоря, по – разному. Мы с вами говорим о ХОРОШИХ пластинках. Тем не менее не стоит забывать о том, что чтобы в полной мере поднять танцпол напором винилового звука, лучше всего:
- нагружать тонарм только в соответствии с рекомендованным для используемой иглы значением;
- не пытаться играть на дискотеке пластинки формата LP (они записаны, как правило, на 6-8 dB тише и предназначены для домашнего прослушивания);
-при появлении даже небольшого видимого скопления пыли на конце иглы, смахивать его специальной щеточкой (или просто продуть), т.к. пыль сильно вытесняет иглу из канавки, заметно ухудшая звучание;
- если у Вас достаточно приличные проигрыватели с тяжелой станиной – не подкладывать под них float – маты.
- не использовать пластинки в качестве подставки под горячие блюда ?.
И еще: оцифровка аналогового звука – дело весьма деликатное, порой кропотливое, чаще всего – неблагодарное. CD, записанный с пластинки без определенной подготовки, скорее всего сгодится при записи демо – компиляции, но там, где нужно получить на выходе Реальный Звук, всегда лучше использовать оригинал, чем его суррогатную копию. Думаю, тема может иметь продолжение…
Анатолий “Apollo” Фролов
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 4 comments